Изначально небольшая подсистема техник выхватывания меча, созданная для офицеров Японской Императорской Армии, Тояма-рю, сегодня представлена в различных формах по всему миру и является самостоятельным искусством владения мечом.

Тояма-рю «гунто сохо» (армейский метод использования меча) был создан и стандартизирован (сэйтэй) в 1925 году в ответ на опасения, что офицеры не смогут в случае необходимости эффективно выхватывать и использовать свои мечи (гунто), действуя в боевых условиях. После Второй Мировой Войны Японская Императорская Армия была расформирована и три основные линии Тояма-рю стали развиваться и преподаваться независимо друг от друга - Моринага-рю, Ямагути-рю и Накамура-рю.

ТОЯМА-РЮ БАТТОДО

Тояма-рю Гунто но Сохо был создан в 1925 году как часть программы обучения Рикугун Тояма Гакко, Школы Офицеров Японской Императорской Армии, основанной в 1873 году. Армейских офицеров учили использовать гунто при помощи семи техник батто, взятых из корю тохо. После Второй Мировой Войны три инструктора, имевшие отношение к школе Тояма, стали преподавать техники Тояма-рю широкой публике. Техники этих трех преподавателей стали со временем отличаться друг от друга, поэтому однажды они собрались вместе, чтобы попытаться их объединить и стандартизировать. К сожалению, попытка успехом не увенчалась.

Накамура Тайдзабуро был одним из преподавателей в армейской школе Тояма, а также одним из трех упомянутых выше мастеров, которые возобновили преподавание Тояма-рю после войны. Для того чтобы передавать эти техники Тояма-рю была создана Всеяпонская Федерация Тояма-рю Иайдо (Дзэн Ниппон Тояма-рю Иайдо Рэммэй), а Накамура Тайдзабуро присвоил себе титул Со-Сихан Федерации. Эта организация добавила восьмую технику к первоначальным семи ката баттохо, а также шесть техник кумитати.

На протяжении последующих лет Накамура много раз изменял эти техники Тояма-рю, по мере осознания нерациональности первоначальных техник Гунто но Сохо применительно к контексту боя, а также включал различные идеи из таких искусств, как Кэндо и различные классические рю-ха. Названия техник также изменились; правосторонний кэса-гири стали позже называть левосторонним кэса-гири и т.д. Название Гунто но Сохо также было изменено на Тояма-рю Батто-дзюцу, а затем на Тояма-рю Иайдо/Баттодо.

В то время, когда планировалось проведение первого соревнования по тамэси-гири, дисциплине было дано более нейтральное название, чтобы другие участники соревнований также могли чувствовать себя комфортно. К тому же, некоторые считали, что само название Тояма-рю вызывало плохие воспоминания о войне, и что использование названия Тояма-рю вне несуществующей больше армии было неуместным. Именно в это время было предложено название Баттодо (вместо Баттодзюцу), так как Иайдзюцу также было переименовано в Иайдо. Этим предложением воспользовалась групп Накамуры, который в свою очередь основал Дзэн Ниппон Баттодо Рэммэй. Несколькими годами позже Дзэн Ниппон Баттодо Рэммэй распалась на различные организации, практиковавшие такие дисциплины, как Тояма-рю, Баттодо, Баттодзюцу, Накамура-рю, Тодо, Иай Баттодо и другие.

Накамура провел множество семинаров в те годы, когда преподавание было сосредоточено главным образом на Тояма-рю и тамэси-гири. Тем не менее, поскольку в то время техники часто изменялись, инструкторы, принимавшие участие в этих семинарах, теперь вспоминают и преподают разные формы Тояма-рю, в зависимости от того, какие семинары они посетили.

ТАМЭСИ-ГИРИ - ЭТО НЕ СПОРТ

Тояма-рю преподавалось в военной школе Тояма для того, чтобы научить офицеров быстро использовать свои гунто, выхватывая их из ножен. В результате, в программе было недостаточно базовых движений субури, а также отсутствовали ката в стиле кэндзюцу, чтобы дополнить тренировку Тояма-рю. Офицеры в то время уже имели существенный опыт кэндо, поэтому добавление спарринговах практик к их тренировке Тояма-рю считалось излишним. Однако после войны, когда была основана федерация Тояма-рю, Накамура создал шесть спарринговых последовательностей (сходных по духу на Кэндо но ката), но они были нереалистическими и несостоятельными по сравнению с техниками корю кэндзюцу. Поскольку не было достаточной практики субури, то случалось, что люди резали себе колени или ладони, или выпускали из рук мечи. Даже сам Накамура пишет в своих книгах о собственных травмах. Возможно, именно по этой причине, чтобы избежать травм, движения Тояма-рю Иайдо стали медленными. Изначально Тояма-рю делало упор на силу и скорость, чтобы его можно было использовать в бою, и это явствует из книг издательства IJA, содержащих фотографии тренирующихся офицеров. Поскольку Тояма-рю имеет такое небольшое количество техник в большинстве школ, то, похоже, что основной упор делается на соревнования по тамэси-гири. Если это так, то необходимо признать, что эти линии Тояма-рю не придерживаются в своей практике изначальной формы и изначального духа. Тамэси-гири необходимо для того, чтобы проверить свое тохо, но Тояма-рю не должно выродиться в спорт, фокусирующийся лишь на разрубании макивар. Человек должен тщательно изучать основы и понимать теорию и практику, чтобы правильно выполнять тамэси-гири.